Наш девиз: «Учиться на пять, трудиться на пять, и землю родную на пять защищать»
1. Назначение учебно–опытного участка
1. Учебно–опытный участок – база опытнической работы учащихся. Здесь дети закрепляют, расширяют и углубляют знания по биологии и по труду, познают растительные организмы, овладевают методом управления ростом и развитием растений. У учащихся воспитывается ответственность за порученное дело, они привыкают начатое дело доводить до конца
2. Организация работы на опытных участках нацелена на углубление знаний по биологии, развитие интереса к природе, ведение натуралистической работы, изучение технологии посадки и выращивания растений, а также на экологическое и экономическое образование.
3. Для учебно–опытной работы в нашей школе выделен участок площадью 0, 95 га земли. Он примыкает непосредственно к зданию школы, это дает возможность к лучшему переходу на участок для выполнения практических работ.
4. Учебно–опытный участок создается для проведения в 1-11 классах учебных занятий по технологии, уроков по природоведению, биологии, организации общественно полезного, производительного труда, опытнической, природоохранительной работы.
5. На нашем учебно–опытном участке школы организованы следующие отделы: начальные классы, цветники, производственный, овощной, плодово–ягодный отдел, теплица, дендрологический, альпинарий, беседка – «зеленый класс». В состав участка входят подсобное помещение.
6. Площадь каждого отдела определяется с учетом местных условий и количества обучающихся, привлекаемых к работе.
7. Отдел начальных классов состоит из делянок, на которых обучающиеся 1-4 классов выращивают культуры в соответствии с программой по технологии.
8. В производственном и овощных отделах выращиваются в системе севооборотов важнейшие овощные культуры нашей зоны. Отдел плодово-ягодных культур состоит из сада и ягодников. В теплице выращиваются рассада некоторых овощных и цветочно-декоративных растений. В цветочно-декоративном отделе выращиваются однолетние, двулетние и многолетние цветочные культуры.
9. В дендрологическом отделе создается коллекция древесных и кустарниковых растений.
10. Беседка – «зеленый класс» создается для занятий и отдыха.
11. В подсобном помещении хранятся сельскохозяйственный инвентарь, аптечка с необходимыми для оказания первой помощи медикаментами и перевязочными материалами.
12. Вокруг участка создается естественная (из зеленых насаждений) или искусственная изгородь.
13. Сельскохозяйственная продукция, выращенная на учебно-опытном участке, используется для организации питания обучающихся в школьной столовой, а избытки идут на продажу.
2. Содержание и организация работы обучающихся на учебно-опытном участке.
1. Основными направлениями деятельности обучающихся на участке являются выращивание растений, наблюдение за их ростом и развитием, проведение сельскохозяйственных опытов в соответствии с программами трудового обучения, природоведения, биологии. Для работы на участке составляются графики работы обучающихся.
2. Обучающиеся работают на участке в процессе трудового обучения, изучения природоведения, биологии. На участке организуются общественно полезный, производительный труд, трудовая практика школьников. Внеклассная юннатская, опытническая и природоохранительная работа.
3. Работа обучающихся на участке организуется в соответствии с планом, являющимся составной частью плана учебно-воспитательной работы школы.
4. В него целесообразно включать такие разделы: планировка территории учебно-опытного участка (размещение отделов, их площадь, распределение территории участка между классами).
5. Содержание и организация работы (перечень растений, возделываемых на участке, тематика наблюдений и опытов, распределение опытов между классами, календарные сроки и порядок выполнения обучающимися работ, в процессе общественно полезного производительного труда, в том числе в период летних каникул).
6. Руководство работой обучающихся на участке (закрепление учителей, классных руководителей за отделами участка, график их работы в период летних каникул).
7. Ежегодно в начале учебного года подводятся итоги работы на участке. Проводится праздник урожая.
8. Учителя, привлекаемые к руководству занятиями, трудом обучающихся на участке, обучают их правильным и безопасным приемам работы, обеспечивают соблюдение школьниками правил техники безопасности и санитарно-гигиенического режима, а также осуществляют надзор за исправным состоянием и безопасной эксплуатацией оборудования, инвентаря.
9. Заведующий УОУ несет ответственность за состоянием участка и содержания работы на нем, за его обеспечение посевными и посадочными материалами, оборудованием и инвентарем. Инструктирует учителей привлекаемых к работе на участке; обеспечивает соблюдение санитарно-гигиенических норм, правил охраны труда и техники безопасности, а также правил пожарной безопасности.
10. При организации работы обучающихся учитываются возрастные особенности школьников. Случаев травматизма из-за нарушения охраны и безопасности труда на УОУ не наблюдалось.
11. УОУ отвечает учебно, агротехническим и эстетическим требованиям
12. Сельскохозяйственная, полученная с пришкольного опытного участка идет на укрепление материально-технической базы школы и на обеспечение сельскохозяйственными продуктами школьной столовой, которая обеспечивается продукцией на весь учебный год. В овощехранилище закладывается достаточное количество лука, картофеля, моркови, свеклы, капусты.
3. Справка-характеристика о работе на пришкольном
опытном участке МОБУ СОШ села Старые Богады.
Площадь учебно-опытного участка нашей школы 0,95га. Это довольно большая территория и на ней с ранней весны до поздней осени кипит работа.
Прямо под окнами школы находится большой цветник, засаженный цветущими в разное время однолетниками и многолетниками. В последние годы мы уделяем ему особое внимание т.к. одной из наших задач является эстетическое воспитание школьников. Семенной материал для цветника мы заготавливаем сами. Цветник очень удобный для проведения опытнической и исследовательской работы участок. Например: изучение условий выращивания рассады цветочных культур и их сортоизучение, а также фенологические наблюдения за ними. В последние годы для этого мы используем различные сорта петуний, астр, бархатцев, цинний. Многолетними на цветнике являются пионы, лилии, рудбекия. Из двулетников произрастают кохия, эшшольция, лен.
На территории нашей школы имеется альпинарий, который в первое время удивлял школьников и жителей села своей необычностью.
Работа на пришкольном участке способствует также трудовому и экономическому воспитанию. В этих целях у нас есть овощной и производственные отделы. Ребята непосредственно участвуют во всем процессе выращивания овощей на этих участках, с момента заготовки семян до получения урожая. Это оказывает влияние на профориентационную деятельность обучающихся. На этих участках выращиваются морковь сортов «Шантане и Нантское», свекла сорта «Бордо», лук «Бессоновский», капуста «Слава», «Подарок», «Июньская», картофель разных сортов, помидоры сортов «Волгоградский» и «Белый налив», а также ранние сорта перцев.
Основной задачей этих отделов является обеспечение школьной столовой овощами, а также реализация их излишков. На этих же участках можно проводить опытническую работу, например: сортоизучение томатов, огурцов; влияние пасынкования на урожайность томата; влияние прореживания на урожайность моркови, свеклы, влияние яровизации картофеля на его урожайность и сроки сбора и т.д.
На территории нашей школы имеется и плодово-ягодный отдел, площадь которого мы увеличили в последнее время саженцами черемухи и черноплодной рябины.
К работе на участке мы приучаем с младших классов. Для этого у нас имеется участок начальных классов на котором высаживаются самими же школьниками на небольших грядках основные культуры: свекла, морковь, лук, фасоль, петрушка и др. Причем, землю полностью обрабатывают сами обучающиеся младших классов.
На нашем УОУ имеется дендрологический отдел, который в последние годы расширяется за счет посадки саженцев разных пород деревьев: сосны. дуба, березы. Их мы завозим с лесопосадок. Этим стараемся занять обучающихся 11 классов – на память школе о них.
С обучающимися среднего звена участвуем в чистке родников, имеющихся на территории нашего села.
Одним из недостатков в нашей школе и в селе является проблема воды, который летом практически нет.
На территории нашего УОУ проводим и исследовательскую работу. Например, готовя почвенную вытяжку, взятую из пробы почвы с УОУ, мы проводим исследования о загрязнении почвы методом биоиндексации, т.е. определяем всхожесть семян пшеницы, а также с этой вытяжкой определяем загрязнение почвы химическими веществами и ее кислотность.
4.Описание результатов опытов и исследовательских работ.
Опыт 1.
Тема: Влияние густоты посева семян моркови на ее урожайность:
№ варианта |
Агротехнический план опыта |
Количество семян на 10м2 |
Выводы |
1 вариант |
Контроль, нормальный посев семян |
4-5г |
Урожайность в 10м2 – 35кг , т.е. 350ц/га |
2 вариант |
Густой посев семян |
10-12г |
Урожайность в 10м2 – 26кг , т.е. 260ц/га |
Опыт 2.
Тема: Влияние сроков прореживания всходов на урожайность свеклы
№ варианта |
Агротехнический план опыта |
Выводы |
1 вариант |
Контрольный, прореживание после появления первого настоящего листа. Оставить по одному лучшему растению на расстоянии 3см друг от друга. |
Урожайность в 10м2 – 40кг , т.е. 400ц/га |
2 вариант |
Прореживание при наличии трех настоящих листов. |
Урожайность в 10м2 – 34кг , т.е. 340ц/га |
Опыт 3.
Тема: Влияние пасынкования на урожайность томатов:
№ варианта |
Агротехнический план опыта |
Выводы |
1 вариант |
Контрольный не пасынковать |
Урожайность в 10м2 – 21кг , т.е. 210ц/га |
2 вариант |
Удалить все побеги в пазухах листьев, оставив на кусте один два стеблей. Пасынкование производить несколько раз, по мере образования новых пасынков. |
Урожайность в 10м2 – 30кг , т.е. 300ц/га |
Тема: Определение кислотности почвы:
Пробы |
Глубина почвы |
Кислотность |
№ 1 |
35см |
рН – 5,2 |
№ 2 |
35см |
рН – 5,4 |
№ 3 |
35см |
рН – 5,4 |
Тема: Определение химических загрязнителей в почве:
№ |
Химические соединения |
Наличие химических соединений в почве |
1 |
SO4 |
- |
2 |
SO3 |
- |
3 |
S |
+ |
4 |
Cl |
- |
5 |
NH4 |
- |
6 |
Fe |
- |
7 |
Ca |
+ |
8 |
Фенол |
- |